урок 3
Изучение построения чайника и встраивание
в него ручки и носика
Задача третьего урока
На третьем уроке мы изучим построение чайников и кувшинов. Но главное - научимся встраивать ручки и носики в объем предметов. Всё это важно для того, чтобы рисовать не только геометрические предметы, но и более сложные формы. Нужно изучать их с точки зрения конструкции, с точки зрения построения. Всё это пригодится для понимания системы построения любых самых сложных предметов.
Изучение построения бытовых предметов и встраивание деталей в их тела важно для того, чтобы постепенно подходить к построению головы человека, где нос встраивается так же, как носик или ручка у чайника. Руки, ноги, шея вставляются в тело так же, как и ручки у чайника, горлышки бутылок. Всё это важно понимать и уметь строить во взаимосвязи. Художник должен не просто рисовать, а чувствовать, как детали входят в тело предметов. И этот опыт позволяет в дальнейшем уже без подробного построения правильно вставлять в большую форму отдельные детали. Мы изучаем форму предмета с точки зрения внутреннего наполнения, содержания, поиск жёсткой конструкции и связей внутри предмета, а также его связей с другими предметами и окружением.

Основные задачи третьего урока - научиться ставить предметы на плоскость, точно определять, как изменяются их овалы относительно линии горизонта. Этим мы уже занимались на предыдущих уроках. В дополнение на этом этапе будем учиться определять и понимать, как встраиваются в предмет, например, чайник, ручки и носики. Их конструкцию и связи через линии построения с предметом. Построение бытовых предметов важно для того, чтобы научиться точно по плоскостям разобрать конструкцию предмета. И, используя конструкцию, штриховать тон.
Материалы для 3 урока
Бумага для рисования, черчения, обычный ватман. Альбомные листы могут быть формата А3. Простые карандаши, начиная с HB до 3В или 3М. Ластик и клячка.
Домашнее задание
Найдём среди домашних предметов заварочный чайник не очень сложной формы. Можно рисовать и более сложные формы чайников, но позже. Берём лист формата А3 и начинаем рисовать с расположения поверхности табурета и чайника на листе.
Не обязательно делать эскиз, важнее построение и воспитание точности глаза и живой поиск композиции на листе. Мы ставим конкретные задачи на построение, на конструкцию, но работаем живой линией.
Ставим чайник, ручка немного в ракурсе три четверти, чтобы её хорошо было видно. Носик уходит и прячется за чайник, но его тоже надо правильно построить. Желательно боковое освещение. И начинаем с того, что намечаем лёгкий рисунок через промежутки, ищем связи между формами. Затем устанавливаем и выстраиваем овалы - верхний, нижний и промежуточные. Отмечаем среднюю линию овалов, перпендикулярных к основной вертикальной линии построения предмета. Строим донышко чайника, проверяем, чтобы оно стояло на плоскости табурета. Проводим среднюю линию. Круги, нанизанные на эту линию, постепенно сужаются к линии горизонта. Важно увидеть, что они постепенно сужаются.

Обращаем внимание на то, как строим горлышко, вставляем его в плечики чайника. Не забываем о толщине предмета. Точно рисуем характер чайника. Ищем на предмете и рисуем среднюю линию, где вставляется ручка, затем, глядя на видео, повторяем весь процесс. Затем строим носик.

И, внимание!, - на одном теле чайника строим несколько ручек, направленных в разные стороны. Это проверочное задание. И с другой стороны чайника рисуем множество носиков. По переломам большой формы, а также носика и ручки отмечаем линии, которые обозначают границы тени, полутона, света. Не забываем о четвёртой плоскости, которая лежит и даёт глубину нашему натюрморту.
Затем начинаем штриховать по тому принципу, который мы использовали при рисовании геометрических предметов. Желательно, чтобы вы нарисовали несколько чайников, чтобы изучить конструкцию построения.

Второе задание - построить чайник более сложной формы или кувшин.